Автостопом через Казахстан: Костанай-Астана-Караганда-Балхаш-Чуй (26.09.2012 — 29.09.2012)

Вторник, 04 Дек 2012, 10:21 | Рубрика: Автостоп, Казахстан, Мои путешествия

Казахскую границу переходили пешком — близ города Троицка 26 сентября 2012 года — КПП Кайрак. Несмотря на то, что, в основной массе, эту границу переходят на авто, она вполне пешеходна. Сам КПП находится в паре десятков километров от г. Троицка. Из России нас выпустили без проблем — поставили выездной штамп. На въезде в Казахстан нам дали заполнить миграционную карту, а также пропуск, который мы сдали при выходе с КПП. Попросили присоединиться к группе казахов, которые также переходили границу пешком. Помимо людей и авто, на приграничной зоне сбились кучками стаи черных грачей. Эти птицы сопровождали нас по всему Казахстану. Грачи и сороки.

Въездной казахский штамп поставили без проблем. Адрес пребывания не спрашивали (в миграционной карте написали — г. Алма-Ата). Цель визита: туризм, мол, едем в Китай через Казахстан. Приветливые казахские пограничники пожелали счастливого пути. И обрадовали: теперь граждане РФ могут находится в Казахстане без регистрации до 30 дней (а не 5 дней, как было раньше!). С регистрацией — до 90 дней. Теперь можно было расслабиться, и не спешить проехать эту замечательную страну за 5 дней. Оставалось только проверить, каков здесь автостоп.

Это удалось сделать сразу, как только отошли на несколько метров от КПП. Остановленный сразу же казахский Камаз медленно протащил нас километров 50 от границы по хорошей дороге посреди степей… Мы никуда не спешили. Любовались степными видами. Водитель Камаза высадил нас в каком-то селе. Попив русского молочка, припасенного заранее, мы продолжили наше автостопное путешествие по Казахстану.

Мнения насчет казахского «стопа» у разных людей противоположны: одни говорят, что он плохой, другие же считают, что — очень хороший. Признаться, больше всего я боялась ночевать в степи, где воют волки. К счастью, нам не пришлось проверить на практике качество казахского автостопа, потому что в том самом селе близ границы мы остановили машину, которая провезла нас через весь Казахстан и высадила у границы с Киргизстаном через 3 дня. И этой машиной оказался автовоз, а точнее — колонна автовозов. Из чего я делаю вывод, что автостоп в Казахстане есть, и в этой стране возможно все! В России остановить автовоз практически нереально.

Главная особенность передвижения по Казахстану автостопом: большие расстояния между населенными пунктами. Иногда мы ехали по несколько часов, и на пути не встречалось ни деревеньки, ни магазина, ни заправки. Поэтому, я считаю, что в Казахстане наиболее вероятно остановить машину на большое расстояние, как минимум, между двумя соседними крупными городами. Хорош здесь поток автомобилей в Киргизстан — у них на номерах красное солнышко нарисовано 🙂

По мнению же самих казахских водителей, они готовы с радостью подвозить людей, так как «не оставишь же человека одного в степи». И мы даже были свидетелями такого случая. Ехали в кабине автовоза втроем. И тут на дороге встал человек и голосует. Оказалось — киргиз, у него покрышка спустила, а запаски нет. Он отдал покрышку на шиномонтаж вместе с попутной машиной до ближайшей СТО, и теперь хотел на попутке добраться до этой СТО, забрать покрышку, и напопутке же вернуться обратно. Наш водитель посадил его, а также провез километров 100 вперед по трассе. Но никакой СТО по дороге не оказалось. В итоге киргиз высадился на ближайшей заправке, и вероятно, поехал обратно. А мы через несколько километров обнаружили-таки авто с его покрышкой. В общем, автостоп в Казахстане весьма распространен.

Итак, на закате первого дня мы остановили автовоз с девятью подержаными иномарками на борту. Его водитель — Шафкёт, из Бишкека, гоняет авто из Европы в Киргизию, и там их продае на авторынкет. Позади автовоза Шафкёта следовал еще один автовоз, также груженый подержанными европейскими авто. Его водителями были наемные казах и киргиз, которые работали в банде Шафкёта. Договорились ехать в кабине автовоза до поворота на Алма-Аты (не доезжая 300 км), где нас ждал друг.

Автовозы шли со скоростью не более 80 км в час, и при таких раскладах ехать по главной казахской трассе Астана-Алма-Ата предстояло трое суток..

В первую ночь проехали Костанай, и остановились на ночлег на стоянке для дальнобойщиков (кафе-мотель «У Бобра», 46 км от Есиля).
Мы с Пашей пошли в гостиницу-кафе, тогда как наши водители постелили себе в просторной и теплой кабине автовоза. Самый маленький одноместный номер обошелся нам в 20$ (3000 тенге) за двоих. Тенге у нас так и не было, поэтому договорились расплатиться долларами. В кафе же принимали русские рубли (по заниженному курсу), поэтому заказать завтрак с утра не составило проблем. К слову сказать, за все наше пребывание в Казахстане мы так ни разу и не поменяли какую-либо валюту на тенге. Выручал наш друг Ашкёт, который пару раз поменял по хорошему курсу доллары на тенге, чтобы мы могли расплатиться за еду в кафе. В приграничных с Россией районах Казахстана в кафе и магазинах принимают российские деньги. Правда, по заниженному курсу: 1:4 вместо 1:5. Дальше, за Астаной — только тенге.

Номер за 20$ оказался небольшим, но чистым и уютным. Одна кровать, ковры, новая мебель, красивая люстра. Душа не было, и туалет один на гостиницу. Дороговато… но лучше, чем тусоваться на улице. А ночи в казахских степях в конце сентября были холодными, и даже очень. По утрам пар шел изо рта. Чувствовался большой перепад температур: днем +20, а ночью — около нуля.

С утра купили завтрак на русские деньги. Цены оказались не такие низкие, как я ожидала от Казахстана. Но и не очень высокие. На 200 руб. в кафе у нас получилось: тарелка макарон, сметана, 3 большие булочки, 2 чая, вода, шоколадка. Гарниры и салаты в кафе — 200-250 тенге.Мясные блюда: 300-500 тенге (шурпа).

Позавтракали — и в путь. Снова по степям со скоростью 80 км в час. Вот этими фотографиями можно охарактеризовать весь Казахстан. Ничего другого здесь толком нет, если не считать города.

Практически весь он состоит из бескрайних степей. Только на юге, за Балхашом, появляются холмы, а в районе Алма-Аты — горы.

Алма-Ата же представляет собой для Средней Азии что-то вроде Москвы — в нее стекается народ со всех уголков необъятного СНГ с целью заработка «больших» денег — те, кто не доезжает до Москвы. С той же целью казахи едут в Астану — современный развивающейся город размером поменьше, чем Алма-Ата. На наш вопрос, является ли Алма-Ата древним городом, водитель задумчиво ответил: «Да… Алма-Ата была еще при Советском Союзе».

Изредка останавливались поесть в придорожных кафе.

Нам, вегетарианцам, было в них весьма некомфортно. Основные блюда — бишбармак и манты, ну и плов с бараниной. Почти все — мясное. Без мяса были булочки, печенье, вафли, ну и салат-винигрет иногда. Если заказывать гарнир — часто поливают мясной подливой, так что надо предупреждать, чтобы этого не делали. Пирожки, как мне показалось, жареные с добавлением жира. Чай отвратительный. Так что рекомендую запасаться едой в магазинах заранее. У нас это не получалось, так как магазинов просто не было по пути.

Но не все так плохо в Казахстане с вегетарианской едой. Нас просто спасали от голода вот эти маленькие шарики — курут.

Они и дальше встречаются в Средней Азии, и стоят там дешевле, чем в Казахстане. Сделаны они из кислого молока с добавлением соли. Кисло-соленые на вкус, похожи на сыр по консистенции и питательным свойствам. После употребления 2-3 шариков с хлебом есть не хочется. Вкусно и питательно. Правда, после долгого употребления курута у меня начали трескаться губы от соли (помогла гигиеническая помада). Курут продают их в магазинах, кафе, уличных палатках.

Вот такой дед в национальном костюме продавал на трассе для туристов верблюжье молоко (1000 тенге) и куруты (по 100 тенге за лепешку). Верблюжьи куруты очень вкусные! Не такие как коровьи — жирнее, и вкуснее что ли. Но и коровьи куруты тоже хороши. Верблюжье молоко пробовать не стали — дороговато. Также не попробовали кумыс — сбродившее лошадиное молоко, алкогольный напиток — делается исключительно из молока, без каких-либо добавок. Зато в изобилии пили айран — местный кефир, очень вкусно. С молочной продукцией в Средней Азии всё хорошо.

Изредка на федеральной трассе Казахстана возникают небольшие заторы…. из-за проходящих по дороге коров, овец и лошадей, которых погонщики перегоняют с одного пастбища на другое.

В казахские города не заезжали… Да и казахи оказались не такими гостеприимными, как думалось раньше. Была возможность заехать в Астану — но нет, не пригласили. Зато поснимали дорожные виды у трассы близ Астаны. Попили в местной чайхане вкусную масалу.

В Казахстане красивые закаты и рассветы в степи. Можно наблюдать, как солнце заходит за горизонт.

Небо, солнце, степи, закаты и рассветы — вот что нужно смотреть в Казахстане.

В целом природа красивая, но от видов степей быстро устаешь.

Вторую ночь ночевали в кабине Шафкёта. Это было под Карагандой, на стоянке посреди степи. И это была была последняя по-настоящему холодная ночь в Казахстане. На следующий день под Балхашом уже скинули куртки и свитера, и ходили в одних футболках. В районе Балхаша обедали в единственном придорожном кафе, где было действиетльно вкусно. Рисовая каша с молоком и винегрет. Там, за озером Балхаш, степи плавно начали переходить в пустыню, поросшую колючками.

Несколько фотографий казахской природы

А это узбекское кафе под Карагандой, в котором нам налили с утра отвратительный чай.

Вообще, в казахских чайханах подают невкусный чай. Гранулированный, чуть заметного розоватого цвета, или вообще маленький пакетик на большой чайник. Пьют казахи большими пиалками.

А это один из водителей нашего «каравана» — киргиз по национальности. От него мы узхнали о наглости узбеков в Москве — мол, всю работу забрали (соглашаются работать за копейки). А также водитель поведал о беспределе, который творит российская дорожная полиция, завидев азиатского водителя-дальнобойщика…

В общем, душевные оказались киргизские водители. На подъезде к развилке Алма-Ата — Чуй было решено в первую не ехать… Причиной тому было то, что наши водители ехали прямиком до границе с Киргизстаном. Туда нам и надо было. Заснули …. а разбудили нас уже на самой границе. Тепло. Времени — 4 утра. Казахско-Киргизская граница открыта и вполне пешеходна.

Водители автовозов решили заночевать у границы, — с утра их ждала процедура растаможки. Мы же направились прямиком к пограничникам.

Штамп мне поставили без проблем, А вот Паше его поставить «забыли». Пришлось напомнить… При въезде в Киргизстан будьте внимательны и проверяйте штамп. Если его не поставят, то при выезде из страны будут проблемы. А проблемы киргизы создавать любят.

И вот мы уже в Киргизии — в стране ледяных гор, быстрых рек и ночных шакалов. Но об этом — в следующем рассказе.

P.S. Забыла написать про казахов. Но… писать о них, как ни странно, нечего. За все наше путешествие по Казахстану мы пообщались только с одним казахом — водителем автовоза Ахметом. Много разговоров о «ненавистных узбеках». О заработке в Москве. О взятках на дорогах… Казах спрашивал, когда мы наконец заведем детей. В Казахстане принято рожать много детей в семьях, и если у тебя их нет — казахи очень удивляются. На севере страны — много русских. Везде — режут лошадей и готовят их. Вот такой в целом народ.

 



Метки записи:

Ваш отзыв

*