Фестиваль фотографии

Суббота, 01 Фев 2014, 13:52 | Рубрика: Разное

На постсоветском пространстве фотография еще только отвоевывает свое место под солнцем на арт — рынке. А во Франции этот вопрос решен еще в 1968 году. Тогда впервые фотофестиваль собрал в одном месте журналистов, критиков и, конечно, фотографов – профессионалов. Тот фестиваль сделал свое дело: с тех пор фотографию стали называть искусством. Сначала во Франции, потом в Америке и, далее по всему миру. Мне посчастливилось три года подряд присутствовать и наблюдать за фестивалем.

Естественно, возникли некоторые вопросы, на которые мне согласился ответить главный человек на фестивале «Встречи в Арле» — Франсуа Эбель. Франсуа Эбель – одна из самых влиятельных фигур в мире фотографии. Он родился в семье журналистов и актеров. Не имея специального образования, но обладая интуитивным чутьем хорошего фотоснимка, он возглавил фотоагенство Magnum, позже и самый знаменитый в мире фотофестиваль «Встречи в Арле». Какое место сегодня занимает фотография в жизни француза? – был мой первый вопрос. Ф.Э.: Во Франции фотография занимает важное и серьезное место. Только в Париже находятся не менее 10 музеев, где постоянно обновляются выставки фотографии. Я наблюдаю тенденцию замещения фотографией текста в информационном пространстве. Такое ощущение, что скоро не нужно будет читать, достаточно будет просто посмотреть. Оно и понятно: ведь в образе зашифровано гораздо больший объем информации, чем в тексте такого же размера. Если посмотреть серию фотографий одного автора, можно с большой долей уверенности определить его национальную принадлежность. Что в данном случае отличает французского фотографа? Ф.Э.: Сегодня французскую эстетику в фотографии идентифицировать, думаю, невозможно. Зато ярко отличаются немецкая, английская и китайская эстетики. Все дело в том, во Франции сейчас нет национального движения в фотографическом искусстве, но это компенсируется огромным интересом к самой фотографии. Я имею в виду интерес общественности и сам институт фотографии. – Расскажите, как организуется такой фестиваль, как находятся новые имена, формируется жюри? Ф.Э.: Я знаком с огромным количеством людей по всему миру. И, время от времени мои друзья говорят мне: посмотри, в той точке земного шара происходит что-то интересное, или что – то экстраординарное.

Таким образом, человек становится экспертом в том событии и раскрывает его во всей полноте. Это дает возможность находить новые имена и открывает возможность путешествовать. Кроме того я получаю большое количество досье со всего мира. Это может быть фоторепортер из Ливии, фотограф-портретист из Сиднея, или свадебный фотограф из Евпатории. Приходится многим отказывать, но иногда я говорю да. Программа на фестиваль, который проходит летом, составляется с августа по декабрь. Это позволяет нам быть актуальными, в отличие от других фестивалей, которые планируются за несколько лет. Но, при этом мы в определенной степени рискуем. Иногда авторы лет через 10 оказываются в забвении. По разным причинам… А, бывает так, что через какое-то время люди говоря: «а, мы это уже видели в Арле». Фестивалю «Встречи в Арле» уже 42 года, и 10 из них им руководит Франсуа. Фестиваль стал коммерчески успешным именно благодаря нему. Но, удалось ли за эти годы сохранить первоначальные принципы, которые закладывались его основателями? Ф.Э.: Основным принципом являлись, и являются по сей день, проведения мастерклассов с участием знаменитых фотографов. Также, это проекции фотографий и их обсуждения. Нужно отметить, что количество участников выросло в сотни, а то и в тысячи раз. Это радует. Мы не делаем из этого коммерцию, но это – приятные последствия. – Каково же, по-вашему, будущее фотографии? Ф.Э.: Я уверен, что у фотографии прекрасное будущее. Мы ведь теперь все фотографы, открыты огромные пространства для самых необычных идей и их реализации. Фотография получила свободу, и ее всегда можно повесить на стену!



Метки записи: , ,

Ваш отзыв

*