Сары Челек — высокогорное озеро и заповедник в Киргизии

Вторник, 04 Дек 2012, 11:23 | Рубрика: Кыргызстан, Мои путешествия

По пути из Бишкека в Ош в 120 км от трассы лежит деревушка под названием Сары-Челек. Находится она у подножия гор, на вершинах которых располагаются  7  высокогорных озер, главное из которых —  Желтый Ковш.

Сары-Челек, Киргизстан

Выехав в начале октября за 2 дня добрадись  автостопом по трассе Бишкек-Ош, а затем — по проселочным дорогам. Сары-Челек находится в 70 км от райцентра Карван.Трасса — красивейшая, высокие перевалы. Горные вершины, покрытые снегом. Стада баранов, коров и лошадей пасутся на склонах … пастухи на лошадях, юрты и айран… Как будто зарисовка к рассказам Чингиза Айматова.

Трасса Бишкек - Ош Киргизия

Трасса Бишкек — Ош Киргизия

Высоко в горах. Киргизия.

Автостоп на трассе — хороший.  Фуры лучше не останавливать, так как они очень медлительные.

Сары Челек - высокогорное озеро и заповедник в Киргизии

Перевал на трассе Бишкек-Ош. Высота 3400 м.

Первая же застопленная машина — микроавтобус с большой мусульманской семьей, едущей в паломничество.  Очень веселые и добродушные люди. Звали в гости . Высадили нас у памятника Манасу, и свернули направо, поехав дальше. Около памятника было прохладно, и закладывало уши. Красота нереальная. До этого проезжали перевал 3400, здесь — чуть меньше. Даже не хотелось останавливать машину, чтобы подольше любоваться этой красотой.

Величественные горы Тянь-Шань.

Фотографировать на такой высоте — одно удовольствие. Белый снег и яркое солнце создают идеальные условия для хорошей фотографии.

Тянь-Шань, Киргизстан.

Киргизстан. Памятник Манасу.

В итоге, остановили микроавтобус с рабочими,ехавший  из Бишкека в Ош.

Ехали достаточно долго — дорога — горный серпантин.Окружающая природа захватывает дух.

Ашкана на трассе Бмшкек-Ош. В ней мы ночевали. прямо на крылечке.

Трафик по этой трассе хороший даже ночью,но ночью лучше не стопить.Поток машин стихает часу, а в 7 утра снова начинается. В первый день проехали 400 км от Бишкека в сторону Оша, до поворота на Сары-Челек. Направо- небольшой шахтерский городок Таш-Кумыр .У местных вписку найти у нас не получилось — все отправляют в гостиницу -их там две  . Мы решили заночевать в кафе прямо на трассе (у поворота на город  есть мост, рядом — несколько кафе).

Поспрашивали по кафе — нашли не сразу. Хозяин ашканы — Толай, разрешил переночевать, и даже пустил вечером внутрь. Ночью Толай нас переселил на улицу,выдав нам теплое одеяло.Еще одно наблюдение: у женщин,  работающих в кафе, спрашивать о ночлеге бесполезно. Они скажут скорее всего «Я не заню», так как в этой стране все решают мужчины.

С утра попили чайку с лепешкой и отправились в путь. От поворота на Сары-Челек идут такси. Стоит где-то 300 сом. Мы же поехали автостопом — 250 км до Сары-Челека.

Автостоп в Киргизии

Там уже совсем рядом — Узбекистан, видна Ферганская долина.

Нас подвозил очень колоритный дедушка-киргиз.

Дедушка-Киргиз в национальной шапке

По дороге рассказывал, как было хорошо при Союзе — в деревнях жили русские. Оказалось, что домик в горах у речки с землей здесь можно купить за 1000$. «Можно ведь поработать в Росии месяц и купить себе дом» — подумалось мне. А потом я поняла, что так мыслят многие киргизы, узбеки и таджики, приезжающие на заработки в Россию.

10 километров практически до самого Сары-Челека мы шли пешком. Трафика почти нет.  По дороге я обратила внимание на то, что взрослого населения в деревнях не видно. У домов бегали только маленькие дети. Позже выяснилось, что все взрослые в это время года  заняты … сбором грецких орехов, которые растут здесь в горах в большом количестве. Орехи скупают, и местные  на этом зарабатывают.

Днем в киргизской деревне можно застать только детей - все взрослые собирают грецкие орехи

Днем в киргизской деревне можно застать только детей — все взрослые собирают грецкие орехи

Сам же Сары-Челек оказался местом  туристическим и очень красивым. Деревня протяженностью пару километров, у подножия гор. Есть гестхаусы. Проще остановиться у местных за небольшукю плату. К туристам здесь привыкли, и с радостью вписывают.

Киргизский завтрак: лепешка из ржаной муки, курут и варенье с чаем

Мы остановились в доме у киргизской семьи. Хозяйка — Назира — пекла вкусные тандырные лепешки по утрам и угощала нас домашним айраном с малиновым вареньем. Айран был кислющий! Все это удовольствие — за 200 сом в сутки. Всего мы прожили в Сары-Челек двое суток.

Глиняные дома деревни Сары-Челек. Очень холодные!

Дом был  холодный. Туалет на улице — у соседей. Умываться по утрам ходили на речку. От воды сводило зубы — такая она была холодная. большие перепады температур. Днем становилось тепло. В 19 часов уже темнело, жители загоняли коров и лошадей в стойла, дома запирались.

Ночью в горах воют шакалы. От этого пронзительного звука мурашки по коже бежали, и боязно было выходить на улицу ночью.

Киргизские дети :)

Киргизские дети 🙂

Вход в заповедник Сары-Челек стоит 500 сом. Есть КПП . В эту стоимость входит автомобиль с водителем, который будет возить тебя по всем озерам. Есть еще один вариант — договориться с местными жителями поехать на лошадях. Это стоит вроде 600 сом в день.

Мы же договорились пойти на Сары-Челек пешком за 100 сом на двоих, убедив полупьяного лесника в том что мы знать не знали про плату и приехали автостопом из Санкт- Петербурга (что действительно так и было).  Подъем предстоял 12  километров . Начальник КПП написал нам филькину грамоту, в которой говорилось, что нас везде нужно пропускать. Но в реальности в заповеднике мы никого не встретили — ни лесников, ни охраны.

Подъем по заповеднику к озеру Сары-Челек

Под конец пути нас подобрал старый москвич с туристами-немцами.

Старенький москвич довез нас до озера

Старенький москвич довез нас до озера Сары-Челек

Озеро нереально красивое. Холодное, с кристально чистой водой. Можно  искупаться. Посмотреть на него приезжают туристы со всего мира. Но русских мало — наши больше отдыхают в других местах.

Немецкие хипстеры знают, куда нужно ехать..

Следующий день мы провели в деревне.

Колоритная жительница деревни Сары-Челек

Молодой кыргыз

Фотографировали детей. Пили чай с лепешками. Но пришло время отправиться в путь, и рано утром 5 октября мы отправились автостопом в Ош.

Горная деревушка Сары-Челек, Киргизстан

На трассе поймали едущий в Ош Крузер.Добрались до Оша и остановились у наших Пакистанских друзей — за что им огоромная благодарность!